Голосование
Нравится ли вам новый дизайн сайта?
Нравится
Не нравится
Мне все равно
архив новостей
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
      1
2345678
91011 12 131415
16171819202122
23242526272829
3031
қазақшаНа главнуюкарта сайта
 
Публикации
13
03.13
ИНТЕРВЬЮ С ГЛАВНЫМ МЕТРОЛОГОМ
 

 

 ИНТЕРВЬЮ С ГЛАВНЫМ МЕТРОЛОГОМ

Создание системы АСКУЭ АО «Атырау Жарык»  

Кайрат Атыханов, начальник метрологической службы,

 

главный метролог АО «Атырау Жарык»

                          

АО «АтырауЖарык» - региональная электросетевая компания Республики Казахстан. Её основная задача – транспорт и распределение электрической энергии по городу Атырау и Атырауской области.

 

Компания осуществляет эксплуатацию подстанций 110/35 кВ, распределительных пунктов 6/10 кВ, трансформаторных пунктов 6/10 – 0,4 кВ, воздушных и кабельных сетей 6/10 кВ, распределительных сетей 0,4 кВ.

 

       В 2012 г. планируется завершить создание систем учёта у субъектов оптового рынка электрической энергии и мощности Республики Казахстан.

 Недавно обучение в Эльстер Метроника проходили специалисты АО «Атырау Жарык», которые создают систему АСКУЭ на своём предприятии.

 

Мы взяли интервью у главного метролога АО «Атырау Жарык» Атыханова Кайрата Амангельдиевича. Вопросы задавал Дмитрий ДУБИНСКИЙ, главный редактор журнала «Измерение.RU», Эльстер Метроника.

 

И.RU:

 

– Здравствуйте. Мы знаем, что Вы уже несколько лет создаёте систему АСКУЭ. Но только сейчас Ваши специалисты смогли приехать и пройти обучение в нашей компании. Как у Вас идут дела?

 

К.А.:

 

– Добрый день. Да, действительно. У нас так получилось, что мы сначала фактически изучили АЛЬФАЦентр, RTU-327, а теперь вот нам удалось попасть на обучение, и сейчас мы свою практику теоретически подкрепляем. В соответствии с принятой инвестиционной программой нами было запланировано внедрение АСКУЭ на всех наших 70 подстанциях по всей области и 15 РП в черте города. Развёртывание системы АСКУЭ идёт 3-й год. У нас около 1000 точек учёта. В среднем на одной подстанции от 5 до 25 присоединений.

 

     Создание нашей системы идёт поэтапно. Сначала мы в 2010 году поставили счётчики АЛЬФА А1800 и УСПД на 15 подстанций. В прошлом году мы сделали ещё 25 подстанций. Поставили АльфаЦЕНТР, головной сервер сбора данных, организовали центр сбора. Как появились средства, стали делать связь. Докупили спутниковые терминалы. Теперь из всех районов у нас есть канал связи, по которому получаем данные и видим все подстанции.

 

     В феврале этого года у нас была сдача 1-го этапа, это Центральный диспетчерский пункт и 40 подстанций в опытную эксплуатацию. В этом году планируется внедрить АСКУЭ на остальных 30 подстанциях и 15 РП. И с учётом метрологической аттестации и освидетельствования всех измерительных комплексов (поверка трансформаторов тока и напряжения) всю систему мы планируем сдать в промышленную эксплуатацию к концу этого года.

 

И.RU:

– Каковы основные задачи системы?

 

К.А.:

- Основная цель – это создать АСКУЭ оптового рынка, передавать данные коммерческого учёта системному оператору в лице нацкомпании АО «КЕГОК». Но мы хотим и сами видеть все свои точки, выявлять, где есть небаланс, и оперативно на это реагировать.

 

 

 

 

 

 

Специалисты АО «Атырау Жарык» - Атыханов Кайрат Амангельдиевич, Гатиатуллин Ильшат Ильсурович (ведущий инженер группы АСКУЭ), Макеев Сергей Николаевич (ведущий инженер по связи (ВЧСЦСИТТ)) и cотрудники Эльстер Метроника, директор Учебного центра Борис Кузнецов и менеджер по экспорту Александр Замараев.

 

И.RU:

– Расскажите подробнее о структуре системы. Какие счётчики стоят, УСПД?

 

К.А.:

– Когда мы начинали реконструкцию подстанций до внедрения АСКУЭ, то все старые индукционные счётчики, установленные на реконструируемой подстанции, мы меняли на счётчики ЕвроАЛЬФА.

 

    Они у нас стоят на 5-6 подстанциях. Есть ещё и АЛЬФА А1140 – около 30 штук. Остальное – это новые АЛЬФА А1800. Все счётчики на подстанции обвязаны Ethernet. На каждой подстанции стоит УСПД RTU-327.

 

    Как я уже сказал, на удалённых подстанциях стоят спутниковые терминалы. К ним подключены УСПД и, таким образом данные уходят на центральный сервер, который находится в г. Атырау.

 

    В городе мы временно используем GSM-модем. Но так как GSM-связь довольно дорогая, то это канал у нас считается резервным. Основным каналом у нас должен быть WiMAX. Поэтому город мы пока опрашиваем раз в день. А из районов мы уже сейчас каждый час получаем данные через спутниковый терминал. И раз в день все данные отправляем в КЕГОК.

 

  И.RU:

 

– Какие результаты демонстрирует система? В чем-то уже она показала себя?

 

К.А.:

 

– Система полноценно заработала только в конце прошлого года. И вот уже январь, февраль и март мы не ездим по подстанциям, не списываем показания со счётчиков вручную. Все видим на мониторе.

 

   

    А потом есть человеческий фактор: где-то что-то кто-то неправильно списал или в темноте написал вместо нолика восьмёрку, отсюда и идёт небаланс. Проверить невозможно. Что делать? Опять ехать на эту подстанцию и обратно.

 

    На всё это уходит время. А на местах ждут. Где баланс? Надо потребителям выставлять счета. А мы ещё не закончили. Так что теперь у группы АСКУЭ, у связистов и у меня стоят АРМ.

 

    Так совместно с группой АСКУЭ и связистами мы эту систему начали строить, курируем её, вместе работаем. На данный момент мы уже видим данные по 40 подстанциям, и по ним готовим ведомость.

 

И.RU:

 

– Чем-то ещё помогла система, кроме того что автоматизировали учёт?

 

К.А.:

 

– Недавно у нас была аварийная ситуация. Ребята «залезли» в АльфаЦЕНТР, со счётчика АЛЬФА А1800 сняли полную векторную диаграмму, параметры сети. Распечатали, руководству предъявили. Видим – вся ситуация по подстанции как на ладони. Полностью присоединение было отключено, время с такого-то по такое-то. Раньше мы этого ничего не знали. Если счётчик не получал питания, то невозможно выяснить, когда он перестал считывать показания, три дня назад, неделю, а может, и месяц.

 

    А сейчас когда стоит электронный счётчик, всё проверяется сразу. Заходим в журнал событий, смотрим: что, где, когда. Тут же проверяем, кто был, какой персонал. И всё выясняем. Так что уже есть контроль, и персонал чувствует ответственность.

 

    Кроме того, группа балансов при центральной диспетчерской службе имеет один АРМ. И они тоже начинают системой пользоваться, оптимальные нагрузки смотрят. Мы можем оперативно выявить, что небаланс пошёл. И оперативно, выявив причину, устранить неисправность. Так что возможностей, как мы узнали здесь на обучении у АльфаЦЕНТР, много. Надо только научиться ими правильно пользоваться. Вот, например, мне как метрологу очень поможет то, что все данные по трансформаторам тока и напряжения можно при последней поверке и прочее занести в базу данных АльфаЦЕНТР. И в любой момент всё распечатать. Мне эти данные всегда нужны для метрологической аттестации измерительных комплексов, для подготовки протоколов и т.д. У меня будет уже более полный и реальный контроль по этим данным.

 

И.RU:

 

– Есть ли какие-то проблемы с оборудованием?

 

К.А.:

 

– Естественно, есть. Уже 2 раза вылетали RTU, 4-й порт сгорал. Идёт опытная эксплуатация. Сейчас забираем RTU-327 из ремонта.

 Думали, что это поломка, поскольку RTU не запускался. Но потом ребята из вашего Казахстанского филиала всё же запустили. Сами запустили и убедились, что всё в порядке.

 

Со счётчиками, в принципе, в основном нет проблем.

 

И.RU:

 

– Что в будущем ждёте?

 

К.А.:

 

– Раз уж мы строим систему АСКУЭ и создаём свой канал связи, то мы решили в дальнейшем возможности своего канала связи расширить и использовать его, например, под имеющуюся на данный момент охранную сигнализацию, поскольку большинство подстанций у нас без обслуживающего персонала, бывают случаи и хищения цветного металла. Теперь при открытии двери срабатывает охранная сигнализация. Сигнал идёт по имеющемуся каналу связи АСКУЭ.

 

    Плюс, главное, мы хотим не только АСКУЭ иметь, но и в дальнейшем наладить телемеханику и телеизмерения. Поэтому мы уже сейчас заказываем счётчики с двумя интерфейсами.

 

    Кроме того, есть у нас также несколько потребителей, учёт которых организован прямо на наших подстанциях. И они могут видеть данные своих счётчиков через второй интерфей.

 

    Так что главное для нас сейчас закончить внедрение и оснащение системы АСКУЭ, успешно сдать в промышленную эксплуатацию и пользоваться её плодами. Съездили на обучение, увидели, сколько ещё есть возможностей в АльфаЦЕНТРе. Будем работать дальше, развивать систему АСКУЭ на нашем предприятии.

 

И.RU:

 

– Спасибо большое за такой подробный рассказ. Я уверен, что Ваш опыт поможет многим нашим коллегам.

 

  

 

WiMAX – это система дальнего действия, покрывающая километры пространства, которая использует лицензированные спектры частот (хотя возможно и использование нелицензированных частот) для предоставления соединения с сетью Интернет типа «точка-точка» провайдером конечному пользователю.

 Разные стандарты семейства 802.16 обеспечивают разные виды доступа – от мобильного (схож с передачей данных с мобильных телефонов) до фиксированного (альтернатива проводному доступу, при котором беспроводное оборудование пользователя привязано к местоположению).

 

Wi-Fi – это система более короткого действия, обычно покрывающая десятки метров, использует нелицензированные диапазоны частот для обеспечения доступа к сети. Обычно Wi-Fi используется пользователями для доступа к их собственной локальной сети, которая может быть и не подключена к Интернету. Если WiMAX можно сравнить с мобильной связью, то Wi-Fi скорее похож на стационарный беспроводной телефон.

 

 

Журнал «Энергетика» вестник союза инженеров-энергетиков РК, №4(43)

 

«« | »» « Назад | Все новости
Последние новости
 
Разработка сайта ISD Copyright © 2010 Атырау Энерго. All Rights Reserved.